|
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ПЛОДЫ История обязательного образования в России берёт своё начало не от времён СССР. В Российской империи такая практика возникла за 9 лет до "октябрьского восстания". До того момента практиковалось гимназическое образование, доступное всем желающим. Во времена становления СССР наши бабушки и дедушки заканчивали всего по 3-4 класса, после чего их распределяли на работы в колхозах или на заводах, потому что времена были суровые: страна разрушенная революцией переживала кризис, голод и репрессии. Только в послевоенные годы (50–60-е) граждане страны смогли учиться дольше, закончив по восемь обязательных классов. В наши дни на школьное образование принято делать большие ставки. Считается, что человек не посещавший школу полная "темнота". Но такие случаи, кто не посещал школу, сегодня редкость, разве что в глухих деревнях староверов. Довелось и мне "отсидеть по полной". Именно отсидеть, а не выучиться как следовало бы. На картинке: ученик (сделано при помощи нейросети) Любовь к образованию во мне вскипела ещё со времён детского сада: школой я бредил уже с малых лет, уже тогда начав постигать науки правописания и чтения. Придя на школьную скамью учился на отлично только три начальных класса, т.к. впоследствии интерес к знаниям во мне поугас. Поэтому остальные годы я уже влачил на себе все тяготы, возложенные на меня законом страны. И таким я был не один. Тех, кто не любил школьные занятия, вокруг меня было большинство. Может быть такая тенденция наблюдалась по причине некомпетентности учителей тех лет, может быть ещё в виду каких-то факторов, но многие мои собратья "по разуму" спешили со школьных уроков домой, будто зверьки, бежавшие из клетки зоопарка в свою родную стихию. Выходило так, что знания преподаваемые педагогами не имели должного воздействия на их учеников, ввиду непривлекательности этих знаний и даже их противности. На картинке: школьная учительница (сделано при помощи нейросети) "Насильно мил не будешь" — так гласит народная поговорка. И это правда. Если в человека какие-то знания не запихнуть, нужно ли тратить на это хоть сколько-нибудь времени и сил? Посредством таких неприятных процессов страдают как учителя, так и ученики, расходуются финансы родителей, а также бюджет страны. Небольшой личный опыт. В школьные годы мой организм развивался медленнее чем у сверстников, и в моём классе при построениях я был почти в самом конце. Тогда я ненавидел физкультуру. Надо мной смеялись, потому что я был слабее других. И вот, к 16-ти годам, я начал расти как гриб после дождя, достигнув отметки в 180 см, тогда же я стал заниматься спортом и борьбой. И зачем нужно было мучить школьной физкультурой, делая из меня посмешище перед ровесниками, если тогда ещё не пришло время моей физической полноты? Кто-то скажет на это: "Это ты такой странный, а школьные нормативы по физкультуре нужно сдавать всем без исключения". Но ведь у всех способности разнятся! Зачем грести всех под одну гребёнку? Проведём сравнение относительно физическиех способностей на примере животных. Заяц быстро бегает, рыба быстро плавает, кот отлично лазает по деревьям, тигр делает длинные прыжки, жираф дотягивается до высоких веток без усилий и напряжения, а птица виртуозна в полётах. Зайца нельзя заставить прыгать как тигр, а кота нельзя унижать за то, что он боится воды. Лично я предоставляю "жирафам" играть в свой любимый баскетбол, а "тиграм" прыгать через акробатического козла, но всё это никак не подходит "рыбам" или "птицам"... Точно также обстоит дело и с другими предметами. Математика казалась мне тёмным лесом, и то, что с ней было связано меня тяготило. В отличии от меня моя супруга была отличницей, и от математики она была в восторге. Для неё этот предмет был также лаком, как морковка для кролика. На картинке: школьница у доски (сделано при помощи нейросети) А вывод из этого таков: никого не нужно заставлять делать то, что он делать неспособен. Если же использовать систему принудительного образования, то нужно выявлять способных, формируя из них соответствующие группы. Чтобы действительно их научить, выпуская из школ людей образованных, а не тупиц, с протёртыми до дыр штанами. Когда человек не проявляет к школьной программе интереса, ему нужна альтернатива, с возможностями к постижению каких-либо востребованных в обществе ремёсел. Если же ученик не любит геометрию, алгебру или физику, то нужно дать ему любимое им занятие, а не томить его подобно кабачку в кастрюле. Многие отучились свои восемь-десять лет почти впустую. Они покинули школы как выпускники, но что с собой вынесли? Какие знания им пригодились в жизни, как они применили их на практике? Не было ли драгоценное время их жизни потрачено зря? На картинке: школьники (сделано при помощи нейросети) ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ? Тут вспомним старую советскую песню "Учат в школе" и серьёзно вникнем в её смысл и повествование, и как стандартное школьное образование помогает в жизни. В этой детской наивной песенке присутствуют такие слова: "буквы разные писать...". Действительно, благодаря школе все научились писать, вот только некоторые дети нашли применение таким своим знаниям в надписях на заборах и стенах домов, а выученные ими "разные буквы" складывались у них в нецензурные слова. Другая фраза: "По слогам читать слова...". Как верно! Один из моих давних знакомых после окончания школы действительно умел читать по слогам. Это был обычный парень, с нормальным рассудком. И такой случай не единичен. Вот ещё: "..про глагол и про тире...". Про глагол и про тире в школе действительно учат, только что это такое и как этим пользоваться знает далеко не каждый выпускник. Рисование и черчение: "Рисовать квадрат и круг...". На картинке: рисунок геометрических фигур в школьной тетради (сделано при помощи нейросети) Нарисовать простые фигуры дело немудреное, куда сложнее нарисовать на стене дома или на заборе пошлые картинки, а подобные рисунки во времена СССР встречались повсюду. Итак, "русский" и рисование прошли, теперь математика: "вычитать и умножать... к четырём прибавить два...". Мало кто задумывается над тем, почему существуют гопники. На картинке: молодой человек отучившийся в школе (сделано при помощи нейросети) А дело вот в чём: молодой человек, отсидевший в школе по полной программе, вдруг начинает понимать, что он ничего не умеет, и что он не получил стимула и возможности зарабатывать себе на хлеб насущный. Поэтому у него один путь — идти и грабить. Впрочем, кое-чему такого всё же научили — это способность сосчитать отобранные или украденные деньги. Теперь испытаем литературные науки: "книжки добрые любить...". На картинке: книги (сделано при помощи нейросети) Не знаю как насчёт любви к книжкам по школьной программе, но вот "плохие" журналы многие мальчики считают добрыми, в отличии от стихов Пушкина и ему подобных писателей. Как с географией? "находить Восток и Юг...". Такое возможно и в пасмурную погоду, но для достижения не требуется шлифовать своим задом школьные стулья с десяток лет подряд, потому что в мире для определения сторон света имеется специальный инструмент именуемый компасом. Здесь же: "И не путать никогда острова и города...". Города спутать достаточно сложно, но если школа в этом действительно могла бы помочь, то в отечественной кинематографии никогда бы не появился фильм "Ирония судьбы или С лёгким паром". Нравственность: "И воспитанными быть... малышей не обижать... с детства дружбой дорожить...". Хорошие постулаты, вот только слабых в школе всегда обижали. Наверное школа не помогает стать воспитанными, а это значит, что она им в этом не помогает. КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ШКОЛА? Что нужно, чтобы школьное образование имело максимально больший эффект обучения и воспитания? Вернёмся к тому, что у каждого индивидуальные способности и таланты. Если кто-то с юности тянется к слесарному делу, то он прирождённый автослесарь. На картинке: ученик автослесаря (сделано при помощи нейросети) В результате сложившихся благоприятных условий такой становится в своей профессии виртуозом, как та птица в вышеприведённом примере. Если так, то тогда зачем такому стараться забить голову высшей математикой или алгеброй? Если в науках кто-то не силён, но показал свои способности в электронике, то он не бездарь, и не нужно подавлять его личность плохими оценками по нелюбимым им предметам. Такому совершенно не нужно всё то, что ему не нужно. Электронщик выбирает для себя любимое занятие, воплощая свои способности в подходящей для него области. А поступает он так потому, что видит в своём деле положительный результат: доход, плюс моральное удовлетворение. Домашнее образование и настоящее школьное образование В школе обучают не только школьной программе. И об этом должен помнить всякий родитель. Именно там ребёнок попадает под влияние сверстников которые способны научить его нецензурной брани, пошлостям, курению и т.п. Зная всё это, добрые родители просто обязаны оградить своих детей от дурного влияния. И лучший здесь метод — это домашнее образование. Очень важно, чтобы именно родители брали на себя главную ответственность за образование своих детей, а не спихивали их на плечи педагогов. Никто не преподаст ребёнку какие-либо знания лучше, чем его заботливые родители. А для этого нужно не так много — это набор книг, к которым ребёнок проявляет свой интерес. Разумеется, интерес к чему-либо можно прививать, но если ребёнку что-то не нравится, то это красный сигнал. Насильное пичкание знаниями не развивает способностей. При заботливом и регулярном попечении родителей ребёнок вполне способен проявить в себе ряд талантов, и освоив одни, сможет испытать себя в новых сферах наук. Если же он склонен к простым ремёслам, то именно в этой области и нужно давать ему простор. На картинке: маленький плотник (сделано при помощи нейросети) В противном случае знание будет пустым — ребёнок станет "учёным" бездарем. Ситуация чревата тем, что такие бездари с дипломами разрушают всё доброе на своих рабочих местах, потому что у них не достаёт смысла выполнять свою работу грамотно и ответственно. Всё это касается и других высших образовательных заведений. Молодые люди отсидевшие свои годы в ВУЗах идут на руководящие посты, но часть из них неспособна к руководству, потому что такие никогда не работали своими руками. Это приводит к тому, что они не ценят труд простых рабочих, и не проявляют к ним уважения. В связи с этим на таких местах возникает масса проблем. Хорошим начальником способен быть только тот, кто любит труд, и трудился своими руками, а повышение квалификации получил позже, пройдя определённые дополнительные курсы обучения (не институт!), уже приобретая в процессе "низкой" работы соответственные важные навыки и проявляя на практике свои возможные организаторские способности. Ещё немного о домашнем образовании. Что было бы нужно делать, если бы родительница в силу каких-либо причин неспособна, или же не желает обучать своего ребёнка школьным наукам? На картинке: школьная учительница (сделано при помощи нейросети) Неужели её ребёнок будет обречён на безграмотность, посредством безцельного шатания по улицам, от рассвета до заката? Есть такое понятие как школы-интернаты, где власти могли бы применять к "брошенным" детям методы описанные немногим выше. Школьное образование не должно быть однобоким, как общепринято в последние десятилетия. Школа должна давать не имитацию всестороннего образования, а настоящее всестороннее образование. Образно говоря, школа должна выпускать не "жирафов", которых 10 лет обучали плавать, летать, лазить по деревьям, и высоко подпрыгивать, но людей готовых к различным жизненным ситуациям. Уже обученных, соответственно способностям каждого, профессиональному труду. Повторюсь в сравнениях: нет смысла учить "медведя" красиво петь, а черепаху быстро пробегать стометровку. Если же подобного всё же добиться, то получится примерно такая картина: молодой человек стал начальником фирмы, но в своём деле он не силён и опрометчив, потому что когда-то купил диплом, или на то место его протолкнули по связям...От такого будут страдать все — и рабочие, и клиенты. К сожалению, подобное не редкость, когда занимающий пост руководителя находится не на своём месте. Как же он там оказался? В первую очередь помогла школа. Не будь её, может быть, остался бы в своей деревне, в подмастерьях у своего отца-тракториста, а потом и сам сел бы за руль трактора, был бы в своём деле профессионалом, а впоследствии делал людям добро, соответственное его способностям, т.к. как каждый человек имеет определённые ему судьбой таланты. По-хорошему, образование мужского и женского пола должно происходить раздельно, чтобы не отвлекались. На картинке: ученицы женской школы (сделано при помощи нейросети) Так было заведено в Российской империи. И было бы неплохо, чтобы и мальчики приобретали поварские навыки. Но сегодня даже девушки, "отсидевшие" на школьной скамье свой десяток, к стыду общеобразовательной системы, не умеют сварить себе кашу, или простой суп. Если всё, чему они в этой области научились, — это открыть газировку, и залить кипятком лапшу быстрого приготовления, то школа просто выбросила всех их на вымирание. На картинке: приятного аппетита, любимая школа! (сделано при помощи нейросети) Важно, чтобы в школе преподавали практические жизненные уроки. Например, как развести костёр под дождём, или на снегу; как грамотно перевязать рану; какие грибы можно собирать в лесу, и как их лучше приготовить; как убить грибок на ногтях, пока он не разросся, и многое тому подобное. Это важно, чтобы молодой человек выходил из школы со знанием даже нескольких специальностей, посредством которых он уже сразу смог бы зарабатывать себе на жизнь. Пусть бы такой человек владел всем этим не в полном совершенстве, но жизненную базу ему бы уже предоставили. И только в таком случае учителя смогли бы сказать о своих учениках так: мы научили их, потому что как могли передали своим ученикам свои знания и опыт, поэтому во всём этом наша совесть чиста! admin
|
| |