|
Краткая история о том, почему верующие из протестантов не хотят служить в армии В России лишь немногие молодые люди отказываются принимать воинскую присягу, и, соответственно, брать в руки оружие. По большей части это представители из братств нерегистрированных баптистов, а также пятидесятников. Откуда произошла подобная практика? Её корни тянутся ещё со времён, когда существовала так называемая Красная Армия, основанная в 1918 году, во времена государственного переворота. Как нам известно, в молодой стране советов всякое инакомыслие искоренялось, верующие в Бога подвергались репрессиям: арестам, ссылкам и даже казням. Разумеется, что всякий вступающий в ряды Красной Армии был обязан слушаться своих командиров безоговорочно, а они могли ежедневно, или даже ежечасно, отдавать приказы о расстреле граждан своей же собственной страны. Всякий верующий в те годы понимал, вступи он сегодня в ряды такой армии, уже завтра от него могут потребовать убивать своих же братьев по вере, стрелять в своих бывших друзей, односельчан и даже родственников, ведь в стране шла именно гражданская война, а не что-то другое. Такая перспектива христианами даже не рассматривалась, поэтому советский закон о всеобщей воинской повинности ими игнорировался однозначно. Верующие категорически отказывались брать в свои руки оружие, занимая сторону большевиков, за что нередко платили своими жизнями. И это было им честью и спасением, потому что христиане не должны участвовать в гражданских конфликтах, где от них могут потребовать не только убивать, но убивать своих же соотечественников. В те смутные и страшные годы кровавого безпредела, свирепствовавшего по всей стране, баптисты и пятидесятники очень отличались от нынешних. Они были сплочёнными, не ссорились, проводя совместные богослужебные собрания. В 1941 году, при нападении на страну советов Адольфа Гитлера, практика отказа от присяги в среде протестантских христиан сохранялась. Видимо по инерции, потому что они не хотели связываться со всей этой военщиной - убийцами их братьев по вере, а также убийцами других невинных людей, не лояльных к советским властям. Не исключено, что по этим причинам они воспринимали немцев как своих освободителей, а не как агрессоров. Но думается, что верующие тех лет не вникали в то, что гитлеровские нацисты были на удивление жестоки, и безо всякого промедления могли начать отправлять в концлагеря смерти не только большевиков, но и их самих, а также их собственные семьи. Таким образом практика отказа от воинской присяги, а также от какого-либо оружия сохранялась в среде протестантских деноминаций на протяжении практически всего промежутка времени существования СССР. Среди многих верующих такая практика сохранилась и до наших дней. К счастью многих христиан начиная со дней перестройки вплоть до этого времени в России появилось такое понятие, как альтернативная служба в армии, чем сегодня многие верующие успешно пользуются. Конечно же, не все осведомлены в том, что заявку на альтернативную службу нужно подавать заблаговременно, за шесть месяцев до призыва, поэтому многие из верующих могут быть застигнуты армейским призывом врасплох.
Присяга и ошибочные аргументы верующих Чем христиане аргументируют свой отказ от воинской присяги? "Ещё слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мат.5:33-37)". Задумаемся: разве верующие люди никогда, ничего и никому не обещают? Для примера возьмём брачный завет. Разве молодые не клянутся друг другу в верности, когда вступают в брак? На словах нет, но по факту самого действия они уже связаны обещанием быть верными один другому до смерти, и так нас учит Библия (1Кор.7:39). Всякий человек устроившийся на какую-либо работу обязан выполнять все предписания своего работодателя. Нарушение этих предписаний - это нарушение негласного обещания служить своему начальнику "верой и правдой". Допустим, ваш начальник говорит вам: "Завтра тебе будет нужно явиться на работу к 10 часам". Будете ли вы ему возражать подобными словами: "Не знаю... как получится... ничего обещать не могу... там видно будет...". Нет же, вы будете обязаны прийти к 10-ти часам, и вы придёте именно к этому времени, вы очень постараетесь прийти к этому времени. Какие-либо обещания связывают людей этого мира повсюду, не является здесь исключением и воинская присяга, которая есть обещание служить своему отечеству, своей родине. Что имел ввиду Господь Иисус, когда сказал, чтобы люди не клялись никакой клятвой? Заглянем в контекст истории. В те времена религиозные иудеи в своих талмудистских предписаниях зашли слишком далеко, вот именно этот их абсурд и изобличал Господь Иисус. Они клялись: престолом Божьим, небом, землёй, Иерусалимом, храмом, жертвенником, даром на жертвеннике, и даже своими головами. Иисус изобличил фарисеев и законников в том, что придумывая подобные правила они лишь умножают зло, раскидываясь своими напрасными и глупыми клятвами налево и направо. Если власти государства, в котором отсутствует добровольно-наёмная армия, требуют от верующего чтобы он присягнул на верность отечеству, то для такого такой шаг не будет являться грехом. Это не будет для него грехом не только по причине: "отдавайте кесарево кесарю" (Лук.20:25), а по причине, что от молодого человека не требуют клясться квартирой, своей матерью, или, например, - своей рукой. Присяга не звучит примерно так: "Убейте мою мать, если я не буду исполнять то-то и то-то..." (именно что-то подобное делали те древние Иудеи), но присяга является обещанием служить своему отечеству, призывает к дисциплине, причём на оговоренный законом отрезок времени. Взглянем на текст воинской присяги СССР: "Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников. Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству. Я всегда готов по приказу Советского Правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооружённых Сил, я клянусь защищать её мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами. Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся". Вот текст воинской присяги Российской Федерации: "Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству - Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество". Как видим, в обоих текстах воинской присяги нет ничего такого, что хулит Бога, унижает Его, призывает к вражде или убийству невинных людей. Убийство, - оно и в условиях войны считается убийством, и карается военным судом. Но будет ли считаться грехом убийства, если верующий, по приказу своего командования убьёт того, кто нарушая границы вторгнется на территорию его государства? Можно сказать, что - да, это же убийство, а кого-либо убить для верующего будет являться грехом. Ведь так гласит одна из десяти Божьих заповедей Закона Моисеева: "не убивай" (Исх.20:13). А теперь рассудим: Моисей передавший эту заповедь убивал врагов своего народа? Да, убивал, и убивал их великое множество, пусть и не самолично, а как вождь и военачальник. Убивал врагов своего государства и царь Давид, в своё время он прославился как искусный воин. Так неужели все они нарушали Божью Заповедь? Нет, нисколько не нарушали, но когда Давид убил Урию Хеттеянина, то это было названо грехом. "Это всё понятно" - скажут верующие, - "Тогда времена были иные, но ведь мы живём во времена Нового Завета, в котором Иисус сказал такие слова: "А Я говорю вам: любите врагов ваших (Мат.5:44)"; "Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку (Лук.6:29)". Всё верно, но речь здесь идёт о личном хождении перед Богом. Данные слова не нужно воспринимать как заповедь, данную какому-либо государству в целом. Поступать человеколюбиво по отношению к врагам даже нужно, в первую очередь это относится к тем, кто во время войны был взят в плен. Пытки и издевательства над военнопленными являются злом, и осуждаются обществом, несмотря на присутствие военного конфликта. Как насчёт "ударившему тебя по щеке подставь и другую"? Речь здесь идёт опять же о личном хождении перед Богом, и к политике государства никакого отношения не имеет. Если бы в прошлом столетии государства придерживались подобной позиции, то у Гитлера появилась бы хорошая возможность сжечь в своих лагерях смерти всё население земного шара, конечно же, за исключением "арийской расы". Как подставить щёку в личном хождении? Где-то это годится в прямом смысле, чтобы избежать более тягостных последствий конфликта, но в большей степени речь здесь идёт о безответном снесении словесного оскорбления. И такой поступок будет являться для оскорблённого честью и победой. Разве это сложно уразуметь, что ответ оскорблением на оскорбление поднимает много шума и разжигает ещё большую вражду? Любят поскандалить люди низкие, не знающие, что значит стерпеть обиду (Прит.12:16). У вас есть время чтобы обращать на таких задир много внимания? Что значат слова "отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку"? Нам не следует забывать, что Бог непрестанно наблюдает за всеми людьми на земле, и если Он попустил кому-то и что-то у вас украсть, или отобрать силой, то не вступайте с такими глупцами во вражду. Многие люди не понимают смысла этих слов Христа, но тут всё просто. Простой пример из российского прошлого: в годы коллективизации, когда комсомольцы отнимали у зажиточных крестьян скот, зерно, инвентарь, и даже одежду, то воспротивься они этому злу, их убили бы без промедления. Если вы вдруг в вашей земной жизни столкнётесь с чем-то подобным, то вспомните эту заповедь Христа и поступите по ней, тогда Бог покажет вам спасительный выход.
Преимущества вольнонаёмных Когда к Иоанну Крестителю пришли солдаты и спросили его, что им нужно делать, он не повелел им тут же идти и начать увольняться с их военной службы. Вот его слова: "Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лук.3:14)". Солдаты пришедшие к Иоанну были вольнонаёмниками, поэтому они были свободны в своём выборе, служить им какому-либо правителю, или нет. Оставить свою службу эти воины могли позже, когда кто-либо из них получил бы от Бога прямое на это указание. Итак, у вольнонаёмных солдат есть преимущество - они свободны. Ко всем их плюсам - они профессионалы своего дела, имеющие большой опыт. В отличии от них введённая коммунистами практика всеобщей воинской повинности имеет большое количество минусов. Из личного опыта: когда я отбывал воинскую повинность в рядах советской армии, то удивлялся, какая у нас была слабая, неподготовленная к войне армия. За все два года службы мне ничего не преподали, как только: мыть казарменные полы с хозмылом; заправлять кровати; мыть посуду в нарядах по столовой, подметать территорию. Ну, ещё научили ходить строевым шагом, - в ногу. Да, чуть не забыл! Однажды нас возили на полигон, где приказали выстрелить по дальним мишеням. Это были три выстрела ровно тремя патронами из автомата Калашникова! Результатов тех стрельб мне тогда не сказали, но думаю, что в цель я попал, потому что ещё с детства был увлечён ходьбой по тирам, где я палил из воздушки по движущимся мишеням типа железных уточек и зайчиков. В общем, по большей части советская армия выпускала из своих рядов строителей (тех кто служил в строительных батальонах), или уборщиков-полотёров. Вот и меня она также научила профессиональному обращению со шваброй и тряпкой, а также с метлой и снеговой лопатой. Выходит так, что всеобщая воинская повинность советской армии была ни чем иным, как средством дисциплины советских граждан, и к армии, как таковой, отношения имела мало. В нашей части дедовщина была постольку-поскольку, но мне неоднократно доводилось слышать об очень страшных воинских частях, где понятие дедовщины было возведено в ранг закона, и всячески поддерживалось офицерским составом. Подобная армейская практика просто калечила судьбы молодых людей, делала некоторых к концу их двухлетней службы психически неуравновешенными, жестокими, озлобленными, и невероятно ленивыми. Разве это были солдаты? Нет, всё это было какой-то пародией над понятием "солдат". Именно за дедовщину советскую армию ненавидели очень многие. В те годы многие родители боялись отдавать туда своих детей, зная, что их там в любой момент, буквально ни за что, могут физически покалечить, или даже убить, списав это позже на несчастный случай. Конечно же, всегда найдутся те, кто считает практику с дедовщиной жизненной закалкой. Видимо такими людьми являются отпрыски из общества с лозунгом: "выживает сильнейший". Только вот почему советский солдат срочной службы ставился в такие условия, в которых он был должен выживать не на реальной войне, а среди своих сослуживцев, ненавидящих его, избивающих и готовых покалечить его даже в мирное для страны время? Наверное ответ на этот вопрос кроется в менталитете советских граждан.
Как христианину выжить в армии? Как же с такими людьми было возможно ужиться человеку верующему? Все ситуации индивидуальны и однозначного ответа тут не имеется. Настолько разным в своих понятиях людям ужиться действительно очень сложно, потому что у грешника - свои мысли, а у святого - свои. Помню, как по окончании воинской присяги, когда почти все молодые солдаты разошлись, один из новобранцев сказал такие ошеломляющие слова: "Если начнётся война с немцами, то я сразу же к ним переметнусь!" Найти "общий язык" с подобными преступниками, каковыми тогда являлись (являются) многие неверующие люди, бывает очень непросто. Будет нужно учиться терпеть, снисходить, ну, и конечно же, где-то от них и страдать. Но ни в коем случае верующий не может вместе с такими людьми идти на какие-либо преступления. Верующий, отправившийся на воинскую службу, не должен соглашаться на какие-либо противоправные действия, если они будут исходить от старших солдат, или даже офицеров, всегда проявляя в своём святом хождении твёрдость. Из личного примера: ещё в самом начале моей службы "деды" моей части подозвали меня и стали требовать скинуться им на алкоголь. Солдатская зарплата в те годы была мизерной. В 90-91-ом годах я получал всего семь рублей, этого хватало лишь на несколько булочек в городской кулинарии, и я не мог позволить себе отказаться от такого подкрепления. Но в первую очередь я отказал им как человек верующий, не желающий участвовать в каком-либо грехе, в данном случае - в грехе пьянства. Они не ожидали от меня такой "наглости", но увидев мою настойчивость вскоре от меня отстали. Однажды их пьянку накрыли дежурные офицеры, после чего всех виновников отправили на гауптвахту. Это наглядный пример того, как у верующих даже в земной жизни есть преимущества по отношению к людям неверующим и грешным. Был и такой случай: старшина роты, вечером, уже по темноте, собрал на улице с десяток солдат, позвали и меня. Я у кого-то спросил: куда пойдём? Мне ответили, что идут в другую часть, воровать трубы. Я наотрез отказался, говорю, что я не вор. Старшина мне немного поугрожал, после чего видя мою твёрдость они от меня отстали. Брать ли верующему в свои руки оружие, или не брать? Практика отказа брать в свои руки оружие не что иное, как ложное понимание слов Христа: "ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Мат.26:52)". Что Иисус имел ввиду? Слова "взять меч" здесь не нужно воспринимать буквально. Читая в контексте Священного Писания мы можем увидеть, что речь там идёт о проявлении агрессии, о вооружённом нападении, которое непременно получит отпор. Поэтому, желающие воевать и желающие убивать подвергают себя смертельной опасности. Таким образом Иисус остановил Петра начавшего махать своим мечом, чтобы тот отказался от продолжения военного конфликта с Его врагами. Опять же, всё это не относится к государственной политике. Это относится к нашему личному, христианскому хождению. В любом случае, верующий, проходящий свою срочную службу, пусть и с оружием в руках, не принуждается кем-либо выступать в качестве агрессора, для участия в нападении на другое государство. А если это не так, если его будут пытаться заставлять, мол отечество зовёт пойти войной на другую страну, то в таком случае он вправе вернуть своё оружие "кесарю", сказав так: я был призван защищать своё отечество, а не убивать невинных людей. Я невиновен перед государством, не нарушил присягу, также я чист перед Богом. Но конечно же, чего-то подобного от него никто требовать не будет, это только пример, для полноты всей картины. admin
|
| |