|
Собрания. Куда ходить? ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВЬ? В среде христиан нередко можно услышать такие фразы: "а ты ходишь в церковь?"; "а ты член церкви?"; "а ты из какой церкви?"; "а в церковь нужно ходить!". В этой статье мы попробуем разобраться в формулировках и понятиях о том, что такое церковь на основании Слова Божьего. Вначале давайте обратимся к первоисточнику, то есть к словам Иисуса Христа, Который и дал нам такое понятие как "церковь". "...и Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её (Мат.16:18)". Слово "церковь" (греч. звучание - экклисИан) употребляется в отношении собрания людей имеющих общее занятие. Поэтому, церковью в принципе могут называться любые группы людей объединённых общими интересами. Завсегдатаи пивных баров встречаясь в точках розлива спиртного вполне могут именоваться "церковью алкоголиков", а встречающиеся на лыжной базе "церковью лыжников", можно сказать, что существует "церковь байкеров", виртуальная "церковь вконтакте", и в мире есть даже такое понятие как "церковь сатаны". А теперь вспомним фразы: "А ты ходишь в церковь?"; "а ты член церкви?"; "а ты из какой церкви?"; "а в церковь нужно ходить!". Вдумаемся, насколько такие выражения уместны, если не уточнять, какое именно собрание имеет ввиду произносящий подобные этим слова. В стихе приведённом выше Иисус сразу же уточнил, какое собрание Он имел ввиду: "Я создам Церковь Мою". Ключевое слово стиха: "МОЮ" указывает слушателю на собрание ради Христа, другим словом на Церковь Иисуса Христа (отныне будем писать это слово с заглавной буквы). Именно в такой Церкви Христос является Главой, Пастырем и Учителем, а не кто-либо ещё, как написано: "...потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф.5:23)"; "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос (Мат.23:8-10)". Но все ли христианские общины могут носить этот громкий титул, как звание Церкви Иисуса Христа? Давайте рассмотрим и этот вопрос. Открывая Своим ученикам-Апостолам такое понятие как Церковь Иисус не дал каких-либо строгих инструкций о том, как эта Церковь должна была выглядеть, поэтому в своих дальнейших действиях они руководствовались Святым Духом и учением, которое Господь преподал им, когда ещё был с ними в Своём земном служении. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ЗДАНИЯ Апостолы получив силу от Святого Духа начали действовать сразу же: "Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах... И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян.2:41-42,46)". В умах многих современных верующих крепко засело понятие, будто храм - это и есть церковь. Так они и говорят: "Схожу в церковь, поставлю свечку", подразумевая под словом "церковь" не собрание, а дом из дерева или кирпича. Так люди были научены и так они в этих своих понятиях уже столетиями заблуждаются, не научившись отличать собрание от здания. Теперь о храме в Писаниях Нового Завета. Фраза: "И каждый день единодушно пребывали в храме" как бы указывает на то, что верующие должны собираться на свои богослужения в храме. Это ошибочное понимание, потому что Иерусалимский храм с пришествием Христа утратил свою былую силу и значение, равно как и большая часть Закона Моисеева: "Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего (Иоан.2:19-21)". Да, первое время христиане действительно могли собираться на внешнем дворе Иерусалимского храма, но такое их поведение никак не входило в Божьи планы. После того как фарисеи и книжники убили Божьего свидетеля Стефана, то собраний при Иерусалимском храме не стало: "...В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии... А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8:1,3)". Почему гонители христиан входили в их дома? Потому что после первой волны гонений на уверовавших во Христа именно в таких местах начали проходить первохристианские собрания, и где им ещё было быть? Да и Господь Иисус нигде не повелел верующим в Него строить богослужебные здания, собирая в них большие собрания. Исследуя Св. Писание несложно усмотреть, что Иисус для совершения Своей Церкви посредством Апостольского служения утвердил именно служение домашних собраний, объединённых и движимых общей верой в Иисуса Христа. О домашних собраниях не раз говорил Апостол Павел: "...не я один благодарю, но и все церкви из язычников, и домашнюю их церковь (Рим.16:4)"; "Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его (Кол.4:15)". Там же, по домам совершались и водные крещения, там верующие причащались Тела и Крови Господних. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ На смену гонениям от иудеев в жизнь первых христиан пришла новая волна гонений. Скрываясь от кровожадных тиранов Рима верующие в Иисуса спустились в подземелья, и уже в них совершали свои богослужения, там же они хоронили останки святых, погибших на аренах амфитеатров от различного рода казней. Таким образом римская империя лютствовала против христиан на протяжении почти трёх столетий. Но вот, вроде бы время гонений миновало, страхи уже остались в прошлом, неужели в наши дни верующим в Иисуса Христа нельзя строить большие богослужебные здания, именуемые сегодня "церквями", храмами или "домами молитвы"? Разве нет смысла проводить свои собрания в залах кинотеатров, во дворцах культуры и т. п.? Прямого запрета на то в Библии нет, но зачем и для чего это нужно? Чтобы иметь больший успех в благовествовании? Кажется, что так, но практика показывает обратный результат. Сегодня люди создали множество так называемых христианских конфессий, братств, союзов и общин. Все они имеют какие-либо названия, но чаще их ассоциируют с именами их пасторов или епископов. Вглядываясь в деятельность таких руководителей несложно увидеть, что все эти общины по праву носят их имена и фамилии, потому что к Церкви Иисуса Христа они имеют мало отношения. Слова Христа: "создам Церковь Мою" подразумевают, что в Его Церкви будут Его правила, Его уставы и Его законы, даже если кому-то это не нравится, "неудобно" или как-то неприемлемо, но братства и общины с именами их пасторов учат соблюдать правила их пасторов, их собственные уставы, а не заповеди Иисуса Христа. "Но как же? - скажут многие, - ведь практически все эти пасторы учат по Слову Божьему, учат о Христе, поэтому в них есть Божье устройство!" О Церковном устройстве Слово Божье гласит так: "И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф.4:11-12)". Это пятикратное служение о котором здесь говорит Апостол, и лишь оно угодно Господу Иисусу, именно на нём в прежние века строилась Церковь Иисуса Христа, но в современном христианстве произошли глобальные подмены, и давайте на них взглянем. Например, сегодня в баптистских и пятидесятнических братствах: епископы - это главы крупных общин, объединений или союзов, пресвитеры - это начальники общинных участков, дьяконы - обычно лидеры домашних групп. Все три группы учат в своих собраниях, являясь некой общинной элитой. Давайте вникнем в значения перечисленных титулов. Начнём с дьяконов. Дьякон (греч. звучание - диакОнис). Здесь переводчики русского синодального непонятно в угоду кому отказались перевести это слово на русский язык, оставив его в иностранном звучании. На самом деле слово означает: слуга, помощник. Для примера, - немцы перевели это слово как "Die Diener", что значит "слуга". Теперь о пресвитерах. Пресвитер (греч. звучание - пресвитЭрус). В этом случае мы также имеем иностранное слово. Оно означает "самый старший", "старейшина". В англ. переводе - elders, в нем. - Alteste, фр. - anciens. Слово епископ (греч. звучание - эпискОпис). Слово также осталось непонятным для большинства русскоязычных, в таком вот звучании повествующем о некоем титуле носителя, а не о его качествах. В переводе с греческого означает: "надзиратель", "блюститель", "сторож". Иностранные переводчики в этом случае оказались более честными: в английской Библии слово переведено как "bishop", в немецкой - "Der Aufseher", во французской - "l'eveque". А теперь о назначении данных служений в первохристианской общине. В первую очередь нам нужно помнить, что первые общины из христиан собирались по домам уверовавших. Это мог быть как небольшой дом бедного семейства, так и дом богатого римлянина с большими залами, где и проводились собрания. Ввиду непрестанных гонений на верующих подобные собрания в своём большинстве проводились втайне. В первохристианской церкви старейшины, они же - пастыри, входили в совет Апостолов, но оставались в их подчинении (Деян.15 глава; Деян.16:4). Старейшины рукополагались на своё служение Апостолами через молитву и откровение (Деян.14:23). В служение старейшин входила обязанность пасти Божье стадо (1Пет.5:1-2). О важности значения старейшин можно судить по тому, что в Новом Завете слово (пресвитер) упоминается 14 раз (синодальный перевод). Помощники и помощницы общин (диаконы и диакониссы) будучи испытанными (Деян.6:3; 1Тим.3:8) уже назначались старейшинами общин и занимались хозяйственными делами, такими как: помощь старейшинам в их служении, приготовление пищи, забота о бедных в раздаянии потребностей. А бедных людей в то время было немало, потому что уверовавших во Христа из их домов изгоняли родственники, причём ни с чем, поэтому у помощников всегда было их служение. В Библии слово встречается 5 раз. Надзиратели (епископы) ввиду своего специфического служения числились наряду с диаконами (Фил.1:1). Слово встречается всего 4 раза. Писание о них говорит так: "Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает (1Тим.3:1)". Что же это у них было за дело? Смысл слова нам вполне понятен: надзиратель, блюститель и сторож занимался приглядыванием за Божьими овцами. Вероятнее всего никто из паствы не знал, кого из верующих старейшина назначал блюстителями, и вот почему: в их обязанности входила важная задача - это следить, не прокрался ли в общину волк, предатель. И это делалось в целях безопасности, потому что недогляди блюститель, и тогда старейшины и другие верующие вскоре могут оказаться на арене римского амфитеатра. Подытожим: Апостолы назначались Самим Христом и они насаждали общины, помощниками в их служении являлись старейшины-пастыри, указания старейшин исполняли их помощники. Как проходили богослужения? В собраниях Дух Святой действовал посредством пророчества, наставляя или предупреждая об опасности, а также в них преподавали учение истины как Апостолы, так и старейшины. А блюстители следили за тем, чтобы имена служителей не разглашались, оставаясь втайне, также они радели о том, чтобы не допустить подозрительных лиц на собрания, где происходили таинства причастия и апостольские наставления для совершенных (1Кор.2:6-16). Сами старейшины по понятным причинам также являлись и блюстителями (Тит.1:5-9). Таковым было устройство первохристианских общин. Что же сегодня? В харизматических общинах всё свели к одной главенствующей личности - так называемым пасторам или епископам с их громкими титулами идущими в связке с их именами. Такие обычно говорят о своих общинах так: "Это моя церковь и здесь учу только я!", забываясь, что если речь идёт о Церкви Божьей, то в ней действуют правила Христа, а если учат ОНИ, то это уже не Божья Церковь. Такие вполне могут себе позволить учить не по Библии, а свою проповедь построить, например, по сюжету понравившегося им фильма-боевика, или по книжкам-инструкциям их братства. Такие проповедники обычно клевещут на Церковь Божью, называя её собранием грешников, тогда как в Библии она называется собранием святых (1Кор.14:33; Еф.1:1; Кол.1:2). Такие с лёгкостью закрывают рот Божьим пророкам, изгоняют от себя помазанных Богом евангелистов и истинных учителей Слова. И кажется, кто им указ в творимом ими произволе? Как уже говорилось, имена служителей первохристианских общин не разглашались, и не только по причине гонений, а также по слову Христа: "Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мат.20:25)". Об этом предупреждал и Апостол Павел: "Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий (1Кор.3:5)". Но современные "служители" выдают себя сами, объявляя всем в округе, что они - общинная элита, а не Божьи служители. Для примера: в наши дни человек в костюме - это показатель того, что он занимает какой-либо почётный, высокий пост. Поэтому, если верующий ходит в своё собрание в такой представительской одежде, то тем самым он заявляет, что никакой он там не слуга. Маляр выполняет своё дело в специальном комбинезоне, и трудно себе представить уборщицу, моющую полы в свадебном платье. Но одеваясь в дорогие костюмы современные "служители" принимают на себя важный вид, представляя себя начальниками среди стада Божьего. Прихожане об этих важных персонах говорят примерно так: "Это наш епископ, брат Иван Иванович", а это наш пастор Петр Петрович!", при этом подразумевая: "Смотри, какой у нас важный начальник!" Всё это я говорил про баптистско-пятидесятническую элиту, а также про элиту харизматическую, и кто подобное видел своими глазами, тот знает, о чём я здесь говорю. ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА Так где же сегодня та Церковь Христа, которая побеждала мир и которую не могут одолеть врата ада? Верующие познаются по их делам и по тому, как они интерпретируют Библию. Говорят ли проповедники свои проповеди строго в соответствии со Словом Божьим, или они говорят своё? Например, так называемый епископ одной из общин в своей проповеди рекламировал "новогоднюю ёлку", заявляя перед многочисленным собранием, будто она является символом Рождества Христова, а развешанные на ней игрушки - это символ даров, которые волхвы принесли к Иисусу Христу. Но этот человек, эта важная персона, на эти свои слова не удосужился привести ни одного доказательства из Библии. Другой пятидесятнический епископ рекламируя восточное иглоукалывание учил, что на теле человека имеются некие неизвестные науке точки, через прокалывание которых можно достигнуть физического здоровья. Ну разве подобная ложь и мистика имеют хоть малейшее отношение к учению Иисуса Христа? Конечно же нет, но вот только почему-то за такими важными "птицами" следуют многие верующие, не давая себе отчёта в том, что эти и подобные им лжеслужители ведут своих слушателей в ад и огненное озеро. А если что-то такие и говорят из Библии, то выборочно, стабильно избегая неудобных для них мест Писания, и так, чтобы ещё никого "не обидеть". Как же так случилось, что волки стали во главе стада, присвоив себе такие громкие титулы? Основная причина такого поражения - это отказ от системы собраний первоапостольской Церкви, когда верующие собираясь небольшими группами, где один другого хорошо знали, через что не допускали волкам захватить власть над Божьим стадом. В больших собраниях это недостижимо, потому что прихожане одной большой общины могут не знать один другого годами, при этом приветствуясь и обнимаясь с блудниками, извращенцами, ворами, и даже сатанистами, подосланными к ним дьяволом. Поделив захваченные ими общины враги Господа установили в них кастовую систему. "Служители" у них, - это как уже говорилось, - общинная элита. Там же каста "прихожан", которые могут годами и десятилетиями просиживать на своих церковных скамьях, так и не начав служить Богу, потому что никто им там этого не предложит, или даже не позволит. Но в апостольских собраниях всё было иначе, там каждый из прихожан мог участвовать в служении: "Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - всё сие да будет к назиданию (1Кор.14:26)". Низкие касты таких общин - это новообращённые и "не члены". И последняя, самая низшая каста - это "неприкасаемые", - это те, кого они выгнали от себя за какие-либо провинности перед ними. С изгнанниками запрещено даже разговаривать, в противном случае не повинующемуся этому правилу грозит точно такая же расправа. Но разве чему-то подобному учил Иисус и Его Апостолы? Но сегодня верующих зовут в такие собрания, говоря примерно так: "Чего ты сидишь дома? ТЫ ОБЯЗАН ходить в церковь, потому что там есть рукоположенные служители, а ты кто?!" Во-первых, это не аргумент, что кто-то называет себя служителем, хотя бы он был "рукоположен" какими-то людьми. Вовсе не обязательно, что такие люди рукоположены Самим Богом. Во-вторых, если ты видишь, что место куда тебя приглашают далеко от истины Божьей, то это не есть твоё собрание. Если в твоей местности есть церкви телеманов, харизматов-хохотунчиков, а может быть церковь служителей маммоны, никогда не желающих помогать бедным людям, или имеется ещё что-либо подобное, противное учению Христа, а также здравому смыслу, то это не твои собрания и ты НЕ ОБЯЗАН туда ходить. Церковь - это собрание отделённое от грешников, - это собрание святых, хотя бы это была одна семья. Вот слова Иисуса об этом: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них (Мат.18:19-20)". "Это понятно, - скажут некоторые, - но ведь если ты вообще один, то что тогда делать?" Если тебя зовут в какое-то собрание, то ты можешь проверить, испытать их по Слову Божьему. Но даже если тебе всё там покажется таким милым и родным, то не думай, что в таких местах для тебя не существует "подводных камней" и дьявольских ловушек. Если в первохристианской Церкви верующие друг друга знали, то через это они были защищены от поражения врагом. Например, Иисус преподал причастие Своим ученикам только после того, как вор и предатель Иуда покинул их собрание. В Библии сказано так: "Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1Кор.10:16-17)". Если ты будешь принимать причащение Тела и Крови Господних вместе с волками в овечьих шкурах или, например, с блудниками, даже если ты об этом не знаешь, то грехи этих личностей станут нападать на тебя, потому что эти и подобные им грешники принимая чашу причастия пьют чашу своих беззаконий. И хотя ты в тот же самый момент пьёшь чашу Господню, всё же через это таинство вы становитесь одним телом. Поэтому и сказано: "...выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас (2Кор.6:17)". Но если ты не вышел из среды нечестивых, то будешь страдать, поэтому лучше не ходить на собрания к тем, в ком ты не уверен полностью, а также не приветствовать их, как написано: "Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нём, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2Иоан.1:9-11)". Расскажу небольшой пример из личной жизни о том, как можно служить Богу и в одиночестве. Это было около 20 лет назад, тогда я вышел из одного собрания в которое ходил примерно пять лет, потому что меня оттуда погнали за правду. А дело было так: однажды мои духовные глаза открылись, тогда я наконец перестал смотреть телевизор и разорвал душевные связи с моими неверующими друзьями, отказавшись от их застолий с выпивкой по праздникам. Это своё покаяние я стал исповедовать в своей общине, но они меня не понимали, потому что там все смотрели телевизор, а лидер прославления употреблял пиво, и не только он. Короче говоря все они жили мирской жизнью, а по воскресеньям собирались в арендуемом зале кинотеатра, где проводили свои как бы христианские "богослужения". Будучи отвергнутым за правду я остался один. В те дни я начал подолгу молиться, ища Божьего присутствия, и Господь стал действовать, взращивая и подготавливая меня к служению. В молитвах я стал получать откровения о том, что в дальнейшем мне предстоит миссионерская деятельность. Также я начал получать от Господа тексты песен хвалы и в тот самый период впервые написал книжку на духовные темы, набирая её тексты на печатной машинке, так как в то время компьютеры были ещё очень большой редкостью (см. книга "Не дай сердцу остыть"). Так, практически в одиночестве я провёл около 1-го года, хотя при этом не забывал благовествовать о Христе своим соседям, а также другим людям, где у меня это получалось. Спустя год ко мне пришло приглашение на миссионерскую работу в Сибири. Я быстро согласился, потому что к этому уже был готов. Как же в этот период времени я принимал причастие? Брал обычный кусок хлеба и воду, молился за них как за Тело и Кровь Господни, после чего преломлял хлеб, принимая причастие с верой. Когда я так делал, то Господь благословлял меня миром и радостью, и сейчас я верю, что тогда поступал верно, по Его водительству. Так что и для одиноких верующих у Бога есть выход и из безвыходных ситуаций. До этого периода в моей жизни я звал людей в своё собрание, раздавая на улицах сотни брошюр с адресом собраний, иногда даже вступал в споры, пытаясь убедить людей, что наша церковь самая лучшая, самая правильная. Но когда меня в ней же предали и оклеветали, то с того времени я стал звать людей только к Иисусу Христу, делаю это и сейчас. Вот что о Своей Церкви сказал Иисус: "Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко (Мат.11:28-30)". И здесь же вспомним слова Апостола Иоанна: "...о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом (1Иоан.1:3)". Поэтому, дорогие братья и сёстры во Христе Иисусе, "Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного". Итак, наше общение и наше собрание - это встреча со Христом, поэтому не оставляйте такого своего собрания. Даже если вы остались одни, то вы не одни, но с вами Сам Господь Иисус Христос, Который любит вас и с нетерпением ждёт в Своём вечном, Небесном городе. Аминь. Продолжение темы в статье Лютые волки или пасторы-чекисты. admin
|
| |