|
ПРЕДИСЛОВИЕ Всякое доктринальное утверждение христианского вероучения должно совокупно опираться на Священные тексты как Ветхого, так и Нового Заветов, если этого не происходит, т. е., если предлагающий какую-либо доктрину выносит её произвольно, без конкретных, прямых и ясных ссылок на Слово Божье - Библию, то учение такого человека, или группы лиц, должно отвергаться как заблуждение или ересь. Доказательством такому утверждению приведу слова Ап.Павла: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал.1:8)". ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТЕРМИНА "СВЯТАЯ ТРОИЦА" "Троица", или "Святая Троица", - термины широкоупотребимые в христианском богословии. Какова их история? Согласно ортодоксальному учению "догмат о "Троице" установлен церковью в течение первых веков христианства". Приблизительное объяснение возникновению догмата: "так как всё содержание христианского учения веры дано в откровении, то и данный догмат не мог явиться как результат стремлений найти какое-либо новое понятие о Боге: он возник из потребности ближайшим образом определить существо Того, кто является центральным носителем откровения.. (т.е. - Христа)" [1]. Краткое определение термина "Троица": Бог состоит из трёх отдельных личностей разделяющих одну сущность. БИБЛЕЙСКИЙ ПОДХОД К ТЕРМИНУ "СВЯТАЯ ТРОИЦА" Начнём с того, что в текстах Священного Писания, а значит - в апостольском учении, нет ни самого термина "Троица", не существует и даже близкого ему понятия, потому что данный термин придуман значительно позже, как мы уже прочли из объяснения выше. Цель? Попытка "по-человечески" объяснить Бога людским массам, либо какие-то другие мотивы. Фраза из разъяснения догмата: "догмат о Троице установлен церковью в течение первых веков христианства", к сожалению, противоречит истории, потому что как раз в эти самые первые века и формировались священные тексты Нового Завета, сформировавшись практически окончательно к концу третьего века, а это значит, что термин берёт своё начало в более поздний период доктринального развития ортодоксии. Как бы там ни было учение апостольское для нас важнее, именно оно является эталоном для спасения души грешника и светочем к правильному поведению каждого уверовавшего в Иисуса Христа, как говорится: "ни добавить, ни убавить". И не может такого быть, что Апостолы не дали нам должного объяснения Бога, оставив эту тему на произвол своих потомков! Теперь обратимся к разбору текстов Св.Писания. Бог Отец Творец всего сущего открывался древним под различными именами. В соответствии с такими откровениями более распространённые Его имена (из Книг Ветхого Завета): Господь Саваоф (Господь воинств), Адонай (Мой Господь), Яхве (Вечный), Иегова (Сущий), Эль-Шаддай (Всемогущий).. В Новом Завете Бог открывается нам через Своего Сына - Иисуса Христа уже под новыми именами, такими как: Бог Отец и Отец Небесный. Таким образом Бог вышел навстречу человечеству, чтобы усыновить Себе всякого желающего такого усыновления и навеки отвергнуть от Себя всякого противящегося Ему в этом. Общая библейская картина представляет нам такой портрет Бога Отца: Он - Творец всего сущего, Он - любовь, Он - благ, Он - свят, Он - свет, Он - всевидящ, Он - Судья, и Он невидим для земного человека. Иисус Христос - Сын Божий "Бог явился во плоти (1Тим.3:16)", эти слова означают, что Отец Небесный открылся человечеству в Своём Сыне, Который уже существовал от начала создания: "Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам (Иоан.8:25)". Другими словами, Иисус всем заявил, что Он, - это Тот Самый вечный Бог (!). И тут же у нас возникает вопрос: Отец Небесный и Его Сын Иисус Христос - это Одна личность, или две независимых друг от друга личности? Называя Себя Тем, Кто един с Отцом Небесным, Иисус вызывал гнев духовенства: "Овцы Мои слушаются голоса Моего.. Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец - одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его (Иоан.10:27-31)". Иисус, говоря о Своём единстве с Отцом, в то же самое время как бы даёт всем понять, что Он зависим от Него: "..или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мат.26:53)". Бог наполняет Собой всю вселенную, какую мы только можем себе представить, а Сын существует внутри Небесного Отца: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Иоан.1:18)". Как всё это вместить в ум человеческий?! Апостолы неоднократно подтверждают нам, что Христос и Бог Вседержитель - это Господь Единый, не проводя между Ними какую-либо разделяющую Их на две личности черту, в то же время Апостолы не говорят нам о том, что Отец и Сын - это одна и та же личность. Вот примеры, на которые в этом можно опереться: "..Их и отцы и Христос по плоти, сущий над всем Бог.. (Рим.9:5)"; "..и без Него ничто не начало быть.. (Иоан.1:3,10)"; "Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.. (1Иоан.5:20)"; "..Се, грядёт с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель.. (Отк.1:7-8)"; "..Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь первый и последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.. (Отк.1:17-18; 22:13-14,20)"; "достоин Ты, Господи приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил всё, и всё по Твоей воле существует и сотворено.. (Отк.4:11)". Итак, собрав некоторые стихи касающиеся этой темы мы можем убедиться, что Библия не даёт нам характеристики Бога Отца и Его Сына - Иисуса Христа, как одной личности, равно в Писании не существует такого понятия как "два лица" одной Троицы. Вспоминая приведённые выше стихи мы можем смело утверждать слова Христа о Себе Самом: "Я и Отец - одно (Иоан.10:27-31)" и к тому нам больше нечего прибавить. О Духе Святом Открывая эту тему для начала обратимся к одному стиху из Ветхого Завета: "Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня (Пс.50:13)". Это слова псалмопевца Давида, из которых мы можем почерпнуть для себя мысль о том, что Давид не относился к Святому Духу как к какой-то личности, но больше как к "дару" от Бога. Если бы не так, то Давид воспринимая Святого Духа как личность молился бы примерно так: "Дух Святой, не покидай меня!" (подобное отношение встречается в современной практике у харизматов, когда они молятся, обращаясь к Святому Духу, как к личности). Не только в приведённом примере с Давидом, - в Библии вообще никто и никогда не относился к Святому Духу как к личности. Изучая этот вопрос далее, мы можем ещё не раз встретить подобное понимание Святого Духа, например: "Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них (Ис.63:10)". Если этот стих применить по отношению к "Троице", то выйдет так, будто Бог (не святой) вступился за ещё одного "бога" (святого), огорчённого людьми (получается что-то вроде мифологии язычников). Но, если здесь мы понимаем Святого Духа как качество Самого Бога, как Его характер, Его присутствие, Его силу и т. п., то тогда всё становится на свои места и мы видим, что огорчившие Святого Духа огорчили Святого Бога, Которого присутствие по всей земле. О том, что Святой Дух - это не какая-то отдельная от Бога личность можно увидеть и из следующего стиха: "Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего (Ис.63:11)". Если мы понимаем, что Дух Святой - это присутствие Бога и Его характеристика, то тогда нам становится ясно, что Бог вложил в сердце Моисея качество Своей святости и оградил его Своим присутствием, но когда мы сопоставляем этот библейский стих с учением о "Троице", то выходит так, что Бог "не святой", вложил в сердце Моисея другого "бога", именуемого "святым". В приведённом ниже стихе мы можем увидеть, как Бог посетил Своим присутствием молодую женщину - Марию, и она зачала: "Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго (Мат.1:18-20)". Присутствие Бога в этом случае было определено (евангелистом) таким понятием, как: Дух Святой. Также, этим была подчеркнута невинность Марии, которая не вступала в какую-либо половую связь до своего брака с Иосифом. Если же в данном случае рассматривать Дух Святой в соответствии с учением о "Троице", то выходит так, что Мария имела интимные отношения с некой "личностью" (пусть даже с "богом"), но, если здесь понимать Святого Духа как Божье присутствие, как Божью силу, то тогда всё становится на свои места и ложное толкование отходит в сторону: "Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим (Лук.1:35)". Если Писание говорит об исполнении Святым Духом, то чаще всего речь идёт о Божьем присутствии: "И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря.. (Лук.1:67)". В стихе, где идёт речь об исполнении Святым Духом Самого Христа, Который есть Господь, мы понимаем, что Святой Дух ("личность") не вошёл в другого Бога (личность), а что Господь Иисус таким образом получил поддержку от Своего Небесного Отца, через что Он мог находиться в Его присутствии Который есть Дух ("Бог есть Дух.." (Иоан.4:24)): "Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведён был Духом в пустыню (Лук.4:1)". Дух Святой может раздаваться людям как качества Бога (доступные людям), как Его присутствие и как дар, а не как отдельный, "независимый" "бог": "Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лук.11:13)". Учение о "Троице" гласит, что Дух Святой исходит от Отца, мы же из Писаний можем увидеть, что Иисус Сам являлся Даятелем Святого Духа: "(Иисус) Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго (Иоан.20:22)". Здесь же мы можем заметить, что данный стих не увязывается с учением по отношению к догмату о "Троице", потому что Бог Сын через дуновение не вдохнул в Своих учеников другого "бога", а дал им наполнение сверхъестественной силой для святой жизни и для совершения чудес. Также существуют стихи, которые часто понимаются неверно, отсюда отчасти происходит объяснение учения о "третьей" личности божества, прочтём их: "..если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сём веке, ни в будущем (Мат.12:3; Мар.3:29; Лук.12:10)". На первый взгляд здесь представляется верным, что Дух Святой - это отдельная личность, или "лицо". Опираясь на этот стих некоторые учат, что Дух Святой (как личность) очень нежен, раним, как бы "обидчив". Может ли Бог быть обидчив, раним или нежен?! Конечно же нет! Здесь люди судят по самим себе - по своим характерам, при этом никак больше не опираясь на Божье Слово. Что же значат слова: скажет хулу на Духа? Божье присутствие поддерживает весь мир, и каждого человека в отдельности, и всякий, кто начинает хулить Божьего Духа, то есть, - Божье святое присутствие, - тот человек просто отрекается от Божьей поддержки. Это подобно действию самоубийцы. Можно сравнить с пациентом в хирургии, который рвёт на себе трубки поддерживающие его жизнь. В таком случае тот пациент вскоре умрёт, не взирая на предупреждения, вроде: "Не делай этого, иначе ты умрёшь и возврата назад не последует!" Здесь стоит отметить особо, что данный грех может быть "доступен" только тем, кто имеет Святого Духа, т.е., - получил от Бога дар Его Святого присутствия, неверующие же не могут похулить Бога таким образом, потому что никогда не получали такого дара. Есть ещё один стих, как бы подтверждающий учение о "Троице": "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мат.28:19)". Кажется, что именно в этом стихе открывается суть "триединства" Бога, но это поспешные выводы. На самом деле картина здесь открывается такая: Отец открылся в Сыне, Сын в Свою очередь заявил миру, что Он есть Бог Сущий. Выше мы уже разобрали, что Отец и Сын - одно. Это же самое неоднократно подтверждали святые Апостолы в Евангелиях и в своих посланиях, о чём уже говорилось немного выше, поэтому, спустя время, крещение водой, у них происходит, по сути, - во имя "Единого", т.е. - во имя Иисуса Христа. Почему же тогда Иисус давая заповедь о водном крещении, говорил ученикам не только об Отце и Сыне, но и о Святом Духе? Может быть они забыли то наставление и стали самовольничать? Нет, но познавая Бога более, они не стали делить Его на три составных части, понимая, что Дух Святой - это характер Бога, Его святое присутствие, выражаясь современным языком - это "визитная карточка Бога", указывающая на то, что Бог - является Богом Святым! В этом заключается Его отличие от сотен и тысяч других языческих "божеств", из которых никто и никогда не именовался "Духом Святым". Поэтому, когда Апостолы начинают крестить "во имя Иисуса Христа" (Деян.2:38), то они не нарушают Его же Собственного повеления крестить "во имя Отца и Сына и Святаго Духа", потому что крестить так, либо иначе - суть ОДНО (!). Сюда же можно отнести ещё один стих, который применяют для объяснения доктрины о "Троице": "Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о [Нём], потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1Иоан.5:7)". Обратим внимание, что данный стих нисколько не противоречит сказанному в этой статье и также не объясняет нам "Троицу", но напротив удаляет учение о ней таким заключением: "сии три суть едино", в противном случае было бы сказано так: "и сии три суть ТРИЕДИНЫЙ". ТАК КАКОЙ ЖЕ ОН? О Христе сказано так: "..Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и всё Им стоит (Кол.1:15)". Тут же возникает вопрос: как такое может быть, что Иисус "рождён", и в то же время Им же всё создано?! Как это Он был прежде всего и всё Им стоит?! Он - это Сын Божий, но Он же указывает Филиппу, желающему видеть Небесного Отца, на то, что Он и есть Тот Отец: "ты не знаешь Меня Филипп? (Иоан.14:8-9)", Он же Самый, с креста молится Отцу Небесному, но чуть ранее Он говорит так: "Я есть Сущий".. Непонятно!!! Ничего не понятно!!!.. Но некоторые говорят так: "Да всё понятно! Мы сейчас тебе нарисуем! Вот, смотри, что у нас получилось..". И они рисуют то одного "бога" в виде человека с тремя лицами, то Бог им представляется в виде троих юношей с крыльями, в других случаях они видят Бога в виде старца и мужчины с парящей над ними белой птицей, иногда Бог у них похож на старца сидящего на облаке с ребёнком на руках. Непонятно!!! Ничего не понятно!!! Так существует у кого-нибудь точное определение, точный образ Бога или нет?! И где во всём этом истина? Если браться за кисть, чтобы нарисовать образ Иисуса Христа, то делать это лучше так, как описывает Его книга Откровения: "..глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звёзд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей..". Есть ли такие иконы, на которых у Бога нарисованы горящие огнём глаза, и лицо сияющее как солнце, где у Него светящиеся ноги, и где острый меч выходит из Его рта? Вроде бы таких икон не существует, а ведь это наиболее подробное описание вида библейского Бога! ТАК "ТРИЕДИНЫЙ БОГ", ИЛИ ВСЁ ЖЕ "ЕДИНЫЙ БОГ"? Теперь, из всего вышесказанного мы можем достаточно ясно увидеть, что Иисус Христос и Отец Небесный - это одно, и что Он есть Бог Единый, а не "триединый". Вот ещё один пример апостольского толкования кажущейся "множественности" Бога: "Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь (Рим.14:26)". В ЗАКЛЮЧЕНИЕ Кто прочитав эту статью назовёт меня "единственником", обвинит меня в монотеизме или еще в чём-либо таком, - то вина его на его голове. Я же, придерживаясь апостольского учения, не выразил здесь своего собственного мнения и не добавил ничего к Писанию, но лишь вкратце поведал библейскую точку зрения. Если и обвинять кого-либо в "ереси антитринитаризма", то в первую очередь придётся начинать с Апостолов Иисуса Христа, потому что именно они оставили нам знание о том, что Отец и Сын - это Бог Единый, вопреки популярному сегодня НЕБИБЛЕЙСКОМУ учению о Его "триединстве". Признаюсь, что сам я, чуть ли не треть века верил в существование "Троицы", но однажды, без чьей-либо помощи (за исключением помощи Божьей) вникнув в Писание увидел, что заблуждался. Конечно же, такое понимание "триединого" Бога не привело бы меня в ад, потому что я не насаждал такое учение "огнём и мечом", но всё же я каюсь, что в этом заблуждался, и другим того же советую. КАК НАМ НУЖНО ПОНИМАТЬ БОГА? Не нужно говорить ничего более того, что говорит о Боге Библия. Не нужно стараться объяснить то, что есть тайна и что от человека сокрыто до времени, или просто вообще не дано знать, как например, пользователю компьютера не обязательно знать его техническое устройство во всех мелких деталях. Представим, что дикие папуасы получили в подарок ноутбук. Им сказали, чтобы они учились печатать на нём письма и отправлять их. Они же потыкав пальцами по кнопкам пожелали постигнуть грамоту не по инструкции, а "больше", и согласившись, решили разобрать тот ноутбук на части.. Конечно, это у них хорошо получилось, но вот только даритель ноутбука не оставил им отвёртки.. Вот примерно так обстоит дело и с "тринитаристами", которые пытаются понять Бога без той "отвёртки", которая им не дана, да и никому не дана. Если Апостолы, как может казаться, не объяснили нам Бога "вполне", то разве мы дерзнём на то, чтобы добавить к их учению что-то новое? КОРНИ УЧЕНИЯ О "ТРОИЦЕ" Откуда в христианство могло прийти учение о "Троице"? Вероятнее всего, что от древних язычников, потому что принявшие христианство византийцы, а следом за ними и славяне многое из своего языческого багажа постарались сохранить. Например, трёхглавое божество "триглав" присутствовало в мифологии балтийских славян. Согласно средневековым западноевропейским авторам (Эббон, Герборд и др.), три головы символизировали власть Триглава над тремя царствами - небом, землёй и преисподней, у Эббона он назван высшим богом. Триглав последовательно связан с троичной символикой: в Щецине его триглавый идол стоял на главном из трёх священных холмов, при гаданиях вороного коня трижды водили через девять копий, положенных на землю (идол имел на глазах повязку из золота, что, по-видимому, связано с причастностью Т. к гаданиям). В южнославянской и, возможно, восточнославянской традициях триглавый персонаж - Троян, происхождение которого предположительно связывается с историческим императором Траяном. В сербской сказке одна из голов Трояна пожирает людей, другая - скот, третья - рыбу (жертвы - представители трёх царств), путешествует он ночью, так как боится солнечного света. Существует связь триглавых (трёхликих) божеств с ночью и с преисподней в античной (Геката, Гермес, Трисмегист) и кельтской мифологиях. Согласно различным мифологическим традициям в "Триглава" могли включать и разных богов. В Новгороде IX века "Великий Триглав" состоял из Сварога, Перуна и Свентовита, а ранее (до переселения в новгородские земли западных славян) - из Сварога, Перуна и Велеса. В Киеве, видимо, - из Перуна, Дажьбога и Стрибога. Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на иерархической лестнице [2]. ЧТО ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ? Разве Иисус сказал так: "Веруйте в "святую Троицу" и спасётесь"? Нет, но Он сказал так: "Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Иоан.14:1)". Веруя в Бога и в Иисуса Христа, мы тем самым верим и в Духа Святого, потому что Он есть Бог Единый (!). Апостолы доказали истинность слов Христа на практике: "..Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься ты и весь дом твой (Деян.16:29-31)"; "..однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал.2:16)". Согласно апостольского учения, чтобы спастись, человеку достаточно веры в Иисуса Христа и соблюдения Его Заповедей. Именно Иисуса проповедовали миру (и нам в том числе) святые Апостолы, и о Нём, по сути, вся Библия. Господь да благословит слышащих. Аминь. admin [1] - ru.wikipedia.org [2] - cult-lib.ru
Материалы на подобную тему:
|
| |