|
РАСХОЖДЕНИЯ В РОДОСЛОВИЯХ ОТ ДВУХ ЕВАНГЕЛИСТОВ В двух Евангелиях, одно из которых написано Матфеем, а другое - Лукой, мы можем прочесть списки двух родословных Иисуса Христа, прямо указывающих на то, что Он имеет царское происхождение. Обе эти родословные имеют между собой заметные различия, но в итоге они сходятся на Иосифе - муже Марии, от которой и родился Христос - Господь. Споры о "несостыковках" между этими родословными не утихают и по сей день. В особенности, эти видимые противоречия становятся излюбленным аргументом иудейских раввинов, желающих отрешиться от "позорной" истории, каким-либо образом связывающей народ Израиля с именем известного всем Иисуса Христа. Слыша о таких противоречиях из уст противников Христа, христиане не утвержденные в подобных вопросах приходят в замешательство, и вступая в споры, попадают в искушение прийти в этом вопросе к неверным выводам. Но, многим наверное все же хочется знать, как все было на самом деле? Не сами ли набожные иудеи должны были всем все объяснить, ведь это была их история? Неверующие иудеи от Христа отреклись, следовательно и от всего, что с Ним было связано, а уверовавшие из них отчасти объяснили, написав Евангелия. Нам остается лишь молитвенно вникнуть в слова Священного Писания, через что устранить видимые противоречия, а далее - прославить Бога за Его великие и чудные дела. Начнем с того, что родословная Иисуса Христа по евангелию от Матфея берет свое начало от праотца Авраама, а другая, переданная нам евангелистом Лукой ведет обратный отсчет, начиная с Иосифа, мужа Марии, от которой и родился Христос. Давайте обратимся к подробному перечню имен представленных нам родословных, только вывернем наоборот повествование "по Матфею", начав чтение от имени Иисуса Христа. Родословная по Луке (Лук.3:23-38): "Иосиф-Илия-Матфат-Левий-Мелхий-Ианнай-Иосиф-Маттафия-Амос-Наум-Еслим-Наггей-Мааф-Маттафий-Семей-Иосиф-Иуда-Иоаннан-Рисай-Зоровавель-Салафииль-Нирий-Мелхий-Аддий-Косам-Елмодам-Ир-Иосия-Елиезер-Иорим-Матфат-Левий-Симеон-Иуда-Иосиф-Ионан-Елиаким-Мелеай-Маинан-Маттафия-Нафан-Давид-Иессей-Овид-Вооз-Салмон-Наасон-Аминадав-Арам-Есром-Фарес-Иуда-Иаков-Исаак-Авраам-Фарра-Нахор-Серух-Рагав-Фалек-Евер-Сала-Каинан-Арфаксад-Сим-Ной-Ламех-Мафусал-Енох-Иаред-Малелеил-Каинан-Енос-Сиф-Адам"; Родословная по Матфею (Матф.1:1-16): "Иисус-Иосиф-Иаков-Матфан-Елеазар-Елиуд-Ахим-Садок-Азор-Елиаким-Авиуд-Зоровавель-Салафииль-Иехония-Иоаким-Иосия-Амон-Манассия-Езекия-Ахаз-Иоафам-Озия-Иорам-Иосафат-Аса-Авия-Ровоам-Соломон-Давид-Иессей-Овид-Вооз-Салмон-Наасон-Аминадав-Арам-Есром-Фарес-Иуда-Иаков-Исаак-Авраам". Перечень имен ведущий к корням родословного дерева от царя Давида к Аврааму идентичен и общеизвестен. От царя Давида в сторону вершины дерева начинается разделение на две ветви, одна из которых берет свое начало от царя Соломона, а другая - от царского отпрыска Нафана. Как нам известно из Писания, сын Давида - Нафан, хотя и был царевичем, но престола не получил. О потомстве по его линии из книг Ветхого Завета нам ничего не известно, но это не значит, что такая информация была утрачена. Несомненно, что родовые списки были доступны потомкам самого Нафана и в рукописном виде передавалась из поколения в поколение - от отцов к их детям. О большой важности родословных списков у древних евреев мы можем прочесть из книг Неемии и Ездры:. "И вот вышедшие из Тел-Мелаха, Тел-Харши, Херув-Аддона и Иммера; но они не могли показать о поколении своем и о племени своем, от Израиля ли они. Сыновья Делаии, сыновья Товии, сыновья Некоды - шестьсот сорок два. И из священников: сыновья Ховаии, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия Галаадитянина и стал называться их именем. Они искали родословной своей записи, и не нашлось, и потому исключены из священства (Неем.7:61-64)"; (Ездр.2:59-62). В нашем конкретном случае две ветви царского рода сошлись на Иосифе, муже Марии, поэтому, у него на руках должно было находиться две родословных рукописи. На первый взгляд это выглядит нелепостью и подлогом, но это не так. Как такое было возможно мы рассмотрим чуть ниже. Некоторые верующие попавшие под давление иудеев-христоборцев стали считать, что евангелист Матфей придумал родословную Иосифа - отца Иисуса Христа от своего ума, дабы подчеркнуть его царское происхождение по линии Соломона. А Лука по их мнению поступил наоборот, и, якобы желая обойти стороной кровожадных царей по линии Соломона, чья наследственная кровь ему виделась нечистой, придумал родословный список в обход сего "позора". Но, кто такое утверждает, тот просто невежда и потворник неправды. Если мы ставим под сомнение хоть одно слово из списков родословных Иисуса Христа, переданных нам евангелистами, то тем самым обвиняем их во лжи и ставим под сомнение все другие тексты Нового Завета, через что отрекаемся и от Христа, которого эти евангелисты нам проповедовали. Другие христианские толкователи считают, что расхождения в этих двух родословных существуют по причине, что одна из них принадлежит Иосифу, а другая ведет к Марии, матери Иисуса. Но такая версия нелепа, несмотря на ее огромную популярность в среде современных христиан. К Марии ни одна из известных нам родословных относиться не может по причине того, что она была родом из колена Левиина, о чем нам ясно повествует Писание: "Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц.. (Лук.1:5-36)". Из этих библейских стихов видно, что род Марии никак не мог относиться к роду царскому, потому что левиты (род Ааронов) были родом священническим. ПРОРОЧЕСТВО ДАВИДУ О ХРИСТЕ Почему для нас так важно знать, что в родословных списках Мессии Израиля непременно должен присутствовать праотец Давид? Потому что он был единственным человеком получившим пророческие слова о том, что именно от его семени однажды произойдет Царь, правление Которого будет вечно: "..Я утвержу престол царства его на веки..". Кто может править вечно, как не Помазанник - Христос? Вот это пророчество: "Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим (2Цар.7:12)". Можно было бы подумать, что речь здесь идет о сыне Давида - Соломоне, который взамен кожаной скинии построил первый храм из камня, если бы не такие слова: "..и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое..". Из этого мы можем увидеть, что в том пророчестве речь шла об отдаленном времени, а также о необычном человеке, Который будет называться Сыном Божьим: "..буду ему отцом, и он будет Мне сыном..". Разве Соломон где либо был назван Сыном Божьим? Нет. А если тот, о ком гласило пророчество был назван Сыном Божьим, то как тогда он мог согрешить? Как было сказано: "..и если он согрешит..". Пророк Исайя предвещал о Христе так: "Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.. (Ис.53:5)". Все вышло именно так, как было написано у пророков. Пророчество сказанное Давиду исполнилось в Иисусе Христе, с той лишь разницей, что Сам Он, Иисус, не согрешил, но Он взял на Себя грех мира, поэтому страдал за грехи всех людей как за Свои Собственные: "..Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих..". Но милость не была от Него отнята, потому что в Нем не было никакой вины: "..но милости Моей не отниму от него..". Далее в этом пророчестве было сказано, что Христос построит храм: "..Он построит дом имени Моему..", что впоследствии исполнилось, хотя и не в буквальном смысле: "..Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.. (Матф.16:18)"; "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3:16)". О том, что пророчество обращенное к царю Давиду исполнилось именно во Христе Иисусе говорил Апостол Петр: "..Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.. (Деян.2:29-32)". Сам же Господь свидетельствует о Себе в книге Откровения так: "Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя (Отк.22:16)". Эти слова Христа о Себе свидетельствуют о том, что Он не только потомок царя Давида, но и его корень, т.е., - Он Тот, Кто царя Давида сотворил, вел и хранил. Пророчество царю Давиду не осталось в одиночестве: "..Однакож не хотел Господь погубить Иуду, ради Давида, раба Своего, так как Он обещал дать ему светильник в детях его на все времена.. (4Цар.8:16-19)". ЛЕВИРАТСКИЕ БРАКИ Теперь перейдем к устранению видимых противоречий в двух известных нам родословных Иисуса Христа. На древнем востоке существовал обычай заключать левиратские браки (от лат. levir - брат мужа). Речь идет о такой практике, когда ближайший родственник умершего должен был забрать к себе его жену и "восстановить" своему брату (бездетному) семя, т.е., родить для него наследника. В таком случае рожденный от вдовицы сын будет принадлежать не только ему, но и его умершему брату, понеся в своей родословной записи имя умершего, как бы своего второго отца (Втор.25:5-6). Для чего все это делалась? В те времена, когда смертность по причине болезней и многочисленных войн была достаточно велика, данный обычай был поставлен для сохранения родов Израиля. Через одну библейскую историю мы можем увидеть такой брак в действии, когда родившийся сын мог одновременно носить имена двух отцов, в данном случае Вооза и его умершего родственника Махлона: "И сказал Вооз старейшинам и всему народу: вы теперь свидетели тому, что я покупаю у Ноемини все Елимелехово и все Хилеоново и Махлоново; также и Руфь Моавитянку, жену Махлонову, беру себе в жену, чтоб оставить имя умершего в уделе его, и чтобы не исчезло имя умершего между братьями его и у ворот местопребывания его: вы сегодня свидетели тому.. И взял Вооз Руфь, и она сделалась его женою. И вошел он к ней, и Господь дал ей беременность, и она родила сына.. Соседки нарекли ему имя и говорили: "у Ноемини родился сын", и нарекли ему имя: Овид. Он отец Иессея, отца Давидова. И вот род Фаресов: Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза; Вооз родил Овида; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида (Руф.4:19-22)". Как видим, Овид значился в родословной своего кровного отца Вооза, равно он значился и в родословной их родственника Махлона, умершего бездетным. Таким образом Овид стал обладателем сразу двух родословных записей. Теперь, зная об этом, мы можем увидеть, что две различающиеся между собой родословные Иосифа, отца Иисуса Христа - это никакое не противоречие, не ошибка и не подделка, а особенности культуры древнего восточного народа. Если представить роды рассматриваемых нами родословных в виде дерева, то Сыновья Давида - Соломон и Нафан дали направление двум ветвям, в конце сросшимися на Иосифе, муже Марии. Несколькими поколениями ранее эти ветви подобным образом сходились на Салафииле и его сыне Зоровавеле (знач: рожденный в Вавилоне). Рассматривая родословные иудеев мы должны понимать, что родовые ветви имеют между собой лишь видимое разделение, потому что все эти люди являются братьями одного большого родства, ветвями огромного дерева, корнем которого является - Авраам, а его стволом - царь Давид. Вот что мы имеем в подтверждение вышесказанному от древних христиан, живших прим. - в 200-300-х гг. от Р.Х.: "Согласно древнейшей версии, приписываемой Юлию Африкану, Иосиф был рождён в левиратском браке. Так, Евсевий Кесарийский цитирует Юлия Африкана: "имена родов у Израиля исчислялись или по природе или по закону. По природе, когда подлинно было преемство семени (от отца к детям); а по закону, когда во имя брата, умершего бездетным, другой (брат) рождал (от жены его) детей. Так-как тогда еще не было даровано ясной надежды на воскресение, то будущее обетование считали за одно с воскресением смертным, лишь-бы то есть имя усопшего не исчезало. Поелику же из лиц, вошедших в родословие (Иисуса Христа), некоторые подлинно преемствовали отцам, как сыновья, а другие, родившись от одних отцов, прозвались по иным: то (в Евангелиях) и упоминается о тех и других, — и о родившихся (от своего отца), и как будто родившихся (от своего отца). Посему, ни то ни другое Евангелие не лжет, исчисляя (имена) и по природе и по закону" [1]. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЗАННЫЕ С ЛЕВИРАТСКИМИ БРАКАМИ Как Иехония, потомок царя Соломона и Нирий, потомок Нафана, смогли родить одного Салафииля? Теперь, зная древний восточный обычай восстанавливать семя умершему родственнику (Вт.25:5-6), осмыслить это становится не так уж и сложно. Предположим, что Иехония восстановил семя умершему брату Нирию, родив Салафииля. Таким образом Салафииль смог стать обладателем сразу двух родословных, - одна из которых от Нафана, сына Давидова, а другая - от Соломона. Как у Иосифа мужа Марии могло быть два отца - Илия и Иаков? Разумеется, что у Иосифа, не могло быть двух биологических отцов. Все было в точности также, как у Иехонии и Нирии родивших одного Салафииля. Предположим, что именно Иаков восстановил семя своему умершему брату родив Иосифа - мужа Марии. Теперь нам становятся более понятными пророческие слова: "..Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих..", что напрямую свидетельствует о том, что обещанный Давиду потомок должен был быть рожден посредством левиратского брака. Не важно, кто являлся биологическим отцом Иосифа - Иаков или Илия. В любом случае это не опровергает, но напротив, вдвойне свидетельствует о том, что Иосиф - муж Марии, был потомком царя Давида, и получил от Бога великую честь стать покровителем, защитником и духовным отцом (он назван праведным) младенца Иисуса. Факт о царском происхождении Иосифа в связи с громкими заявлениями о пришествии Мессии из его родства для древних иудеев несомненно был очень важен. Найдись в представленных евангелистами документах хоть одна неточность, они первые восстали бы с разоблачением, но ничего такого в истории мы не встречаем, а значит, что с обоими родословными имеющимися у Иосифа все было в порядке. КТО ЖЕ НАСТОЯЩИЙ ОТЕЦ ИИСУСА ХРИСТА? Во всем этом нам не нужно забывать, что Иисус был рожден не от семени человека Иосифа, а был зачат от Святого Духа. Почему же тогда к Нему относятся обе человеческие биографии ведущие от праотца Давида? На первый взгляд кажется, что напрямую - никак. Не от этого ли в среде христиан зародилась версия о том, что Христос имеет прямую кровную связь с Давидом через Марию, Его мать? Ведь так некоторым хочется истолковывать библейские пророчества буквально! Но считать так - заблуждение, и не только по причине, что Мария была не из царского рода, но и по той причине, что евреи никогда не вели свои родословные по женской линии, а это значит, что ни одна женщина не могла быть записана в подобные родословные рукописи, в том числе и известная нам Мария, мать Иисуса. Так как же тогда во Христе Иисусе исполнилось пророчество, однажды данное Богом царю Давиду? Отстраняясь от земного родства и подчеркивая Свое сверхъестественное происхождение Иисус сказал такие слова: "..как говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? (Лук.20:41-44)". Пророчество данное Богом царю Давиду исполнилось, но не так, как представляли это древние евреи, ожидая, что какой-либо царский отпрыск зачнет и родит себе сына. Далее, этот его сын станет царем, с той лишь разницей, что это будет необычный царь, а царь-мессия, наподобие обладающего сверхъестественной силой Самсона, или подобный отважному Гедеону, который скинет римское иго с шеи Израиля. В те дни Христос с Его учением о физическом непротивлении злу не вписывался в представления и планы древних иудеев, по этой причине они и отвергли Его, закрывая свои глаза на все чудеса Им совершаемые. Многие из них по этой причине тогда во Христа не поверили, и не спаслись. Многие евреи следуя примеру своих отцов не верят в Него и сейчас. Мы же, христиане, знаем, Кем был Тот Христос, Кем Он является и по сей день, и знаем, что Он был послан к людям Своим Небесным Отцом не для решения временных проблем небольшого народа, но для решения проблемы большей - спасения человечества в целом. Царь Давид получил обещание, что Мессия произойдет именно от его семени. Как мы уже могли убедиться, Богом все формальности были соблюдены. Тогда Он предоставил иудеям все доказательства царского происхождения рода Иосифова. Следовательно, младенец Иисус зачатый от Святого Духа во чреве обрученной девственницы, а впоследствии рожденный ею, был принят ее мужем Иосифом, являясь одновременно и Сыном Божьим: "..Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном..". Каким образом семя Давида, от которого должен был произойти младенец-Мессия было восстановлено? Ровно по тому же принципу, как возникало родство посредством практики левиратского брака. Еще раз обратимся к истории Вооза. Разве Овид был кровным сыном Махлона? Нет, на самом деле он был сыном Вооза. Как тогда Овид вдруг стал сыном Махлона? Через послушание Богу, через исполнение Его заповеди о родственных связях. Итак, семя восстанавливалось по закону духовному, через веру и послушание. Подобное произошло и с семьей Иосифа, мужа Марии. Когда Иосиф узнал, что она беременна, то хотел ее от себя отпустить, но "Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого (Матф.1:20)". Родившийся от Марии младенец не был зачат Иосифом или еще кем-либо из людей, но был принят им от Бога, по вере и через послушание. Это доказывает, что пророчество к Давиду в точности исполнилось и Иисус Христос напрямую принадлежал как к царскому роду земному, так и к небесному, являясь Сыном Божьим и Царем всех царей. Об этом сказано так: "..Я есмь корень и потомок Давида.. (Откр.22:16)", Бог создал Давида, Он же и пришел на землю во плоти человеческой от его семени. Почему Давид стал избранником Божьим и удостоился такой чести, что от его семени произошел Мессия и Спаситель всего человечества? Потому что Давид был тем, кто очень любил Господа и имел с Ним тесные отношения, а это очень нравилось Богу (Деян.13:22). По этой причине Бог выбрал его имя как знамя веры и упования на Господа для всех народов всех последующих веков. admin *[1] - dic.academic.ru
|
| |