На картинке: образ книжника (сделано при помощи нейросети)
часть первая
часть вторая
часть третья
часть четвёртая
часть пятая
часть шестая
Перейти на "Ответы на противоречия в Ветхом Завете" (ТАНАХе)
ВОПРОС 11: ЧТО ИИСУС СКАЗАЛ ПО ПОВОДУ СВОЕГО СВИДЕТЕЛЬСТВА?
ВОПРОС 12: В КАКОЙ ДЕНЬ ИИСУС ОЧИСТИЛ ХРАМ, В ПЕРВЫЙ ИЛИ ВО ВТОРОЙ?
ВОПРОС 13: КАК ВОИНЫ УЗНАЛИ ИИСУСА?
ВОПРОС 14: УМЕР ЛИ ИИСУС ДО ТОГО, КАК ЗАВЕСА В ХРАМЕ РАЗОДРАЛАСЬ?
ВОПРОС 15: ГДЕ БЫЛ ИИСУС НА ШЕСТОМ ЧАСУ В ДЕНЬ РАСПЯТИЯ?
ВОПРОС 16: ОБА ЛИ РАЗБОЙНИКА ХУЛИЛИ ИИСУСА?
ВОПРОС 17: БЫЛО ЛИ СКАЗАНО САВЛУ О ЕГО ОБЯЗАННОСТЯХ СРАЗУ, ИЛИ ТОЛЬКО В ДАМАСКЕ?
ВОПРОС 18: ЧТО СДЕЛАЛ ИУДА С ДЕНЬГАМИ ДАННЫМИ ЕМУ ЗА ПРЕДАТЕЛЬСТВО?
ВОПРОС 19: КАК УМЕР ИУДА ИСКАРИОТ?
ВОПРОС 20: ЧТО БЫЛО НАПИСАНО НА КРЕСТЕ?
ОТВЕТЫ НА ПРОТИВОРЕЧИЯ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
ВОПРОС 11: ЧТО ИИСУС СКАЗАЛ ПО ПОВОДУ СВОЕГО СВИДЕТЕЛЬСТВА?
1) "Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Моё НЕ есть истинно" (Иоан.5:31)";
2) "Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Моё истинно" (Иоан.8:14);
ОТВЕТ: Христос не запутался в показаниях. В первом случае Иисус подчёркивает Свою земную природу, т.е. - рождение от земной матери и полную зависимость от Бога Отца: "Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Моё не есть истинно. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.. (Иоан.5:30-32)", а во втором случае Христос подчёркивает Свою божественную природу: "Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твоё не истинно. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Моё истинно; потому что Я знаю, откуда пришёл и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду (Иоан.8:13-14)". Видящий в данном случае противоречие не видит во Христе Богочеловека, как например кто-то не может увидеть разницу между дождём и дождевой водой.
ВОПРОС 12: В КАКОЙ ДЕНЬ ИИСУС ОЧИСТИЛ ХРАМ ОТ ТОРГУЮЩИХ: В ПЕРВЫЙ ИЛИ ВО ВТОРОЙ?
1) В первый: "И когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришёл в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей.. (Мат.21:10,12)";
2) Во второй, так как Иисус сначала вошёл в храм и осмотрев всё вышел в Вифанию, так как было поздно. В храм Он вернулся только на следующий день и тогда очистил его: "И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! И вошёл Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.. (Мар.11:9-17)";
ОТВЕТ: Здесь нет противоречия, но требуется сопоставление. Согласно Матфея храм был очищен от торгующих, когда Иисус посетил Иерусалим в первый день (по Иоанну за шесть дней до праздника Пасхи), а также с территории храма были изгнаны животные. Но прежде, в этот день народ Израиля торжественно встречал Иисуса: "Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!"
Согласно Марка храм был очищен на второй день посещения Иерусалима Иисусом: "Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронёс через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников (Мар.11:15-17)".
Что удивительного в том, что старейшины Израиля имевшие немалый доход с продажи животных при храме на следующий день снова нагнали туда стада жертвенных животных? Иисус просто повторил всё сначала, потому что духовные лидеры не хотели слушать Его и продолжали замусоривать Его Дом. Не случайно они были злы на Него за это: "..каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? (Иоан.2:18)"; "..и искали, как бы погубить Его.. (Мар.11:17-18)"; "Видев же первосвященники.. вознегодовали.. (Мат.21:15)".
Итак, сопоставив события мы видим, что храм в те дни был очищен дважды, но каждый из евангелистов предпочёл рассказать об этих событиях по-своему, избегая некоторых деталей хронологии. Более того, Иисус очищал тот храм ещё в начале Своего служения: "И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. (Иоан.2:15-16)".
ВОПРОС 13: КАК ВОИНЫ УЗНАЛИ ИИСУСА?
1) Предатель дал знак поцеловав Иисуса: "Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришёл? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его (Мат.26:48-50)";
2) Иисус Сам сказал им о Себе: "..Иисус же, зная всё, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут (Иоан.18:4-8)";
ОТВЕТ: Здесь нет противоречия. Матфей упомянул имя предателя и сам факт предательства, упустив другие подробности ареста Христа, а Иоанн в своём повествовании не счёл нужным описывать подробности с предательским поцелуем Иуды, упомянув об этом человеке лишь в общих чертах:
"..Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием..", желая больше подчеркнуть бессилие врагов Христа, заостряя внимание слушателя на том, что воины не могли схватить Его, пока Он не сдался им Сам:
"И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут..".
ВОПРОС 14: УМЕР ЛИ ИИСУС ДО ТОГО, КАК ЗАВЕСА В ХРАМЕ РАЗОДРАЛАСЬ?
1) Да (Мат.27:50-51; Мар.15:37-38) Цитата: "Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись..";
2) Нет. "..и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: "Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух" (Лук.23:45-46);
ОТВЕТ: Здесь нет никакого противоречия. Евангелист Матфей в данном изложении последователен, Лука же в начале описывает общие события: "..Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине..", а в следующем предложении переходит к частному: "..Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух..".
В любом из описанных случаев факт разодранной завесы налицо, но нужно помнить, что никто из народа видеть этого события не мог, в том числе и сами евангелисты, кроме лишь храмовых служителей, которые поведали о случившемся другим, а те уже сопоставили детали в одну общую картину.
ВОПРОС 15: ГДЕ БЫЛ ИИСУС НА ШЕСТОМ ЧАСУ В ДЕНЬ РАСПЯТИЯ?
1) На кресте: "Был час третий, и распяли его (Мар.15:25)"; "В шестом же часу настала тьма по всей земле.. (Мар.15:33)";
2) Во дворце Пилата: "..и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни его! (Иоан.19:14-15)";
ОТВЕТ: На самом деле, противоречия здесь никакого нет. В первом случае время дано согласно еврейскому отсчёту времени, где день начинался с восхода солнечного, во втором - по римскому, где исчисление времени было идентично современному.
ВОПРОС 16: ОБА ЛИ РАЗБОЙНИКА ХУЛИЛИ ИИСУСА?
1) Да. "И распятые с ним поносили его (Мар.15:32; Мат.27:44)";
2) Нет. "Другой же напротив унимал его (Лук.23:40-43)";
ОТВЕТ: Здесь нет противоречия, но нужно сопоставление. Матфей и Марк свидетельствовали о том, что было в самом начале распятия, Лука же заостряет своё внимание на поведении одного из разбойников, который перед смертью всё же покаялся, видя безропотность страдающего рядом с ним Господа Иисуса, через что получил жизнь вечную: "Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лук.23:39-43)".
ВОПРОС 17: БЫЛО ЛИ СКАЗАНО САВЛУ О ЕГО ОБЯЗАННОСТЯХ СРАЗУ, ИЛИ ТОЛЬКО В ДАМАСКЕ?
1) Да: "Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освящёнными (Деян.26:16-18)";
2) Нет. Голос приказал ему: "иди в Дамаск, и там тебе сказано будет всё, что назначено тебе делать (Деян.9:6; 22-10)";
ОТВЕТ: Если бы в данном случае имелись ошибки или противоречия, то автор Книги Деяний непременно позаботился бы, чтобы исправить их в своей собственной книге. В данном случае повествования мы имеем дело лишь с небольшим сокращением фактов в пересказах речей Апостола Павла. К тому же слова Павла о себе: "иди в Дамаск, и там тебе сказано будет" не отрицают того, что в Дамаске Павел получил от Господа более чёткие указания, по сравнению с теми, которые, согласно Деяний 26:16-18, он получил во время первой встречи с Господом.
ВОПРОС 18: ЧТО СДЕЛАЛ ИУДА С ДЕНЬГАМИ ДАННЫМИ ЕМУ ЗА ПРЕДАТЕЛЬСТВО?
1) Он бросил сребренники в храме и ушёл. Первосвященники взяли эти деньги и купили на них землю для погребения странников: "И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошёл и удавился. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников (Мат.27:5-7)";
2) Купил землю (поле). (Деян.1:18) Цитата: "но приобрёл землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его";
ОТВЕТ: Нет смысла не верить Матфею, - предательские деньги были брошены в храме, на которые служители Храма купили землю горшечника для погребения странников. Об этом событии пророчествовал Захария: "И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника (Зах.11:13)".
Как сам Иуда мог купить землю? Никак, её купили враги Христа на деньги за предательство, но, так как деньги всё же принадлежали предателю, то Пётр говорит здесь иносказательно, так, как бы сам предатель купил её руками тех первосвященников.
ВОПРОС 19: КАК УМЕР ИУДА ИСКАРИОТ?
1) Бросив деньги в храме, он ушёл и повесился (удавился): "И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошёл и удавился (Мат.27:5)";
2) Он упал вниз и "расселось чрево его, и выпали все внутренности его (Деян.1:18)".
ОТВЕТ: Нет смысла не верить Матфею, а это значит, что Иуда повесился. Также нет смысла не верить Петру и соответственно, - автору Книги Деяний.
1) Сопоставляем факты и получаем такую картину: Иуда делает петлю на ветке дерева, например, стоящего близко к обрыву скалы. Когда Иуда встал на ветку ниже, и спрыгнул с неё, то ветка с петлёй обломилась и самоубийца полетел вниз, где и разбился о камни, так, что выпали все внутренности его
2) Вариант событий второй: Иуда-предатель повесился на дереве, но, верёвка оборвалась и он выжил, после чего завершил начатое, бросившись со скалы вниз: "..это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови (Деян.1:19)".
Как бы там ни было, конец Иуды доказывает, что невозможно одновременно служить Богу и при этом грешить.
ВОПРОС 20: ЧТО БЫЛО НАПИСАНО НА КРЕСТЕ?
1) "Сей есть Иисус, Царь Иудейский" (Мат.27:37);
2) "Царь Иудейский" (Мар.15:26);
3) "Сей есть Царь Иудейский" (Лук.23:38);
4) "Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Иоан.19:19);
ОТВЕТ: Здесь нет противоречия, но есть некоторые особенности. Вообще-то на той табличке было три надписи: "И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими..". Для евреев могло быть пояснение о том, откуда родом был приговорённый к казни: "Иисус Назорей, Царь Иудейский", о чём передал нам Иоанн. Лука, например, мог не быть возле креста и передать содержание надписи с чьих-то слов. Матфей мог знать римский язык, так как он вёл бухгалтерию податей, служа римлянам и в его память врезалась надпись именно на римском языке, где указывалось имя осужденного. Марк мог написать обобщенно, просто и понятно: "Царь Иудейский", и этого, как он считал, было достаточно, чтобы читающему понять смысл написанного на той табличке.
часть первая
часть вторая
часть третья
часть четвёртая
часть пятая
часть шестая
Перейти на "Ответы на противоречия в Ветхом Завете" (ТАНАХе)
Материалы на подобную тему:
|